Эфес. Начало прогулки

Итак, как мы и договорились, входим в Эфес через верхний вход. Минуем турникеты контроля входных билетов и переносимся почти на 2 тысячи лет назад. Для лучшей ориентировки, откройте в отдельной вкладке план города из предыдущего поста.

Верхний вход. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Верхний вход в Эфес.

Сразу за входом с правой стороны находятся Бани (термы) Вария (на плане №1).

Бани Вария. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Бани Вария. Эфес..

Они были построены во 2 веке нашей эры. Уже в то время к ним были подведены керамические трубы с водой. Клиентуру терм составляли зажиточные горожане. Здесь в отдельных кабинах стояли сидячие ванны. Господина всегда сопровождал раб, подававший ему все необходимое для купания — сосуды с оливковым маслом, разного рода скребки, щетки, покрывала.

А вот и найденные остатки труб, из которых и был проведён водопровод.

Керамические трубы. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Далее практически сразу попадаем на главную городскую площадь, именуемую Агора (на плане №3). Её ещё называют Верхняя (или Государственная) Агора.

Верхняя Агора. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Верхняя Агора. Эфес.

Верхней она называлась потому, что существовала ещё и Нижняя Агора, имевшая преимущественно торговое предназначение. В то время, как Верхняя использовалась преимущественно для обсуждения важных государственных вопросов.

Верхняя Агора. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Верхняя Агора. Эфес.
Фрагменты архитектурного оформления

К Верхней Агоре примыкает Одеон (на плане №2) — полукруглое сооружение, известное также как Малый театр, построенное во 2 веке нашей эры.

Одеон. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Одеон. Эфес.

Главное назначение Одеона — место заседаний городского сената. Считается, что это сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочерёдно: то для заседаний сената, то для театральных представлений.

Одеон. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Одеон. Эфес.
На переднем плане слева наши гиды

Архитектурное решение одеона аналогично классическим моделям: аудиториум с двухъярусным полукругом рядов, разделённый на четыре основных сектора лестничными проходами. Сверху Одеон защищала деревянная крыша.

Фрагменты архитектурного оформления. Одеона. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Одеон. Эфес.
Фрагменты архитектурного оформления

Одеон. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Одеон. Эфес.

Одеон. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Одеон. Эфес.

Почти сразу за Одеоном находился Муниципальный дворец Эфеса (Пританей) (на плане №5).

Муниципальный дворец (Пританей). Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Муниципальный дворец (Пританей). Эфес.

Это было здание, которое предназначалось для размещения канцелярских служб, где проводились также праздничные приёмы и банкеты для городской знати. Его можно сравнить с муниципалитетом.

Муниципальный дворец древнего города Эфеса был возведен в I веке до нашей эры. Во фронтальной части дворца находился парадный зал, особенностью которого был вечный огонь. По дошедшим до наших времен поверьям, огонь символично изображал пламенное сердце Эфеса.

Прямо за Верхней Агорой располагался Храм Домициана (на плане №8), который имел 2 этажа. Вход на второй этаж осуществлялся по лестнице, которая сохранилась и доныне. Храм Домициана имел 8 колонн на короткой стороне и 13 на длинной.

Храм Домициана. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Храм Домициана. Эфес.

Место выбранное для храма, было наклонным, поэтому со стороны Площади Домициана (на плане №9) были сооружены террасы. Считается, что в нижней части храма были расположены склады, а верхняя часть использовалась как храм.

Храм Домициана. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Храм Домициана. Эфес.

Храм был возведен на возвышенности и был виден со всех уголков города. В нём был установлен жертвенник, а рядом с ним – статуя императора Домициана. Предполагается, что высота памятника с основанием достигала 7 метров в высоту. Голову и руку статуи длиной примерно 1 метр можно увидеть в музее Эфеса.

После того, как император Домициан был предательски убит одним из своих слуг, жители Эфеса переименовали храм в честь отца Домициана – императора Веспасиана, построившего в Риме всемирно известный Колизей.

Далее начинается Улица Куретов (на плане №10), названная так в честь касты жрецов храма Артемиды.

Улица Куретов. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Улица Куретов. Эфес.

Улица Куретов является одной из самых знаменитых улиц города. Она тянется от площади Домициана до Библиотеки Цельса.

Улица Куретов. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Улица Куретов. Эфес.

По обе стороны улицы расположены руины античных построек, отлично гармонирующих с плитами из мрамора и камня. Там расположены колонны, фризы, пьедесталы из камня, подиумы, статуи, капители и руины торговых павильонов и жилых домов.

Фрагменты архитектурного оформления. Улицы Куретов. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Улица Куретов. Эфес. Фрагменты архитектурного оформления.

Фрагменты архитектурного оформления. Улицы Куретов. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Улица Куретов. Эфес. Фрагменты архитектурного оформления.

Фрагменты архитектурного оформления. Улицы Куретов. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Улица Куретов. Эфес. Фрагменты архитектурного оформления.

Барельеф Богиня Ника. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Барельеф Богиня Ника. Эфес.

Барельеф Гермес с барашком. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Барельеф Гермес с барашком. Эфес.

Барельеф Чаша cо змеёй. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Барельеф Чаша cо змеёй. Эфес.

Одной из самых заметных достопримечательностей Улицы Куретов является Монумент Меммиуса (на плане №7).

Монумент Меммиуса. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Монумент Меммиуса. Эфес.

Монумент воздвигнут в 1 в. Меммиусом – внуком Луция Корнелия Суллы, римского военачальника, консула, а затем диктатора.

Монумент Меммиуса. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Монумент Меммиуса. Эфес.

Монумент Меммиуса. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Монумент Меммиуса. Эфес.

Далее по улице Куретов справа располагается Фонтан Траяна (на плане №11).

Фонтан Траяна. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Фонтан Траяна. Эфес.

Фонтан был построен в 104 г. в честь Артемиды Эфесской и императора Траяна. Его скульптура находилась перед чашей фонтана. Чаша фонтана 20х10 м была окружена фигурами Афродиты, Диониса и членов семьи императора. Сейчас они находятся в Археологическом музее Сельчука.

И практически сразу за фонтаном начинаются ещё одни термы — Бани Схоластики (на плане №12), которые были построены в 1 в.

Бани Схоластики. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Бани Схоластики. Эфес.

На стыке 4-5 веков бани были реконструированы на средства богатой горожанки по имени Схоластика, чьё имя они и стали носить. В одном из помещений бань за заслуги Схоластики была установлена её статуя, которая сохранилась и по сей день, правда, в обезглавленном виде.

Бани Схоластики. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Бани Схоластики. Эфес.

Бани имели 2 входа. В них были раздевалка, комната отдыха, парная. Посередине находился бассейн, окруженный колоннами. Второй этаж использовался под массажные и косметические процедуры.

Бани Схоластики. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Бани Схоластики. Эфес.

Продолжая движение по той же стороне Улицы Куретов, видим Храм Адриана (на плане № 14).

Храм Адриана. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Храм Адриана. Эфес.

Надпись, выгравированная на архитраве храма, свидетельствует о дате его сооружения — около 138 года нашей эры. Храм был посвящён императору Адриану.

Храм Адриана. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Храм Адриана. Эфес.

Коринфский ордер храма безошибочно определяется с первого взгляда по изысканности скульптурного оформления. Две центральные колонны поддерживают лёгкую, утончённую арку.

Храм Адриана. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Храм Адриана. Эфес.

Храм богато декорирован с использованием античных орнаментов. Над главным порталом на фоне переплетения цветов и листьев представлена женская фигура, которая напоминает античные изображения Медузы.

Храм Адриана. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Храм Адриана. Эфес.

С противоположной стороны Храма Адриана расположен оригинальный ансамбль зданий под названием «Дома на склоне холма» (на плане №15).

Дома на склоне. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Дома на склоне. Эфес.

В основном здесь жили представители привилегированных слоёв общества. Здания размещены таким образом, что каждый дом служит своего рода террасой для следующего за ним.

Дома на склоне. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Дома на склоне. Эфес.

Многочисленные комнаты внутри домов имеют мозаичные полы и настенные фрески. Для защиты ценных мозаик над комплексом домов построили стеклянную крышу.

Дома на склоне. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Дома на склоне. Эфес.

К сожалению, когда мы были в Эфесе, этот комплекс был закрыт на реставрацию и нам не удалось попасть внутрь. Но, чтобы представить, какая красота царит внутри, достаточно взглянуть на мозаичный тротуар, тянущийся вдоль этих домов.

Тротуар у Домов на склоне. Эфес. Турция. AlexanderBorodkin.ru

Тротуар у Домов на склоне. Эфес.

Теперь, пожалуй, стоит сделать паузу, чтобы перевести дух и осознать всё увиденное.
Впереди нас ещё ждут три самые грандиозные и известные сооружения Эфеса. И среди них то, которое имело статус одного из семи «Чудес света».

Готовы идти дальше? Тогда продолжаем…

Запись опубликована в рубрике Все записи, Путешествия, Турция с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Эфес. Начало прогулки»

  1. Уведомление: Большой театр. Но не в Москве | Александр Бородкин

  2. Уведомление: Эфес. Самое интересное | Александр Бородкин

  3. Кирилл говорит:

       Храм Артемиды Эфеской, как и сам город Эфес, не раз перестраивался. Но неизменно на старом фундаменте, который как рассказывают легенды, покоился на своеобразной подушке из угля и бычьих шкур — таким образом архитектор Харсифрон защитил фундамент от разрушения болотистой почвой этой местности.

  4. Кирилл говорит:

       Первый город Эфес, основанный Андроклом, до сих пор скрыт болотом и, возможно, когда-то придет время, и археологи будущего сумеют «поднять» его на поверхность.

  5. Павел говорит:

       Первый город Эфес, основанный Андроклом, до сих пор скрыт болотом и, возможно, когда-то придет время, и археологи будущего сумеют «поднять» его на поверхность.

Добавить комментарий